
Еф. 2:13-15. «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением».
Этот отрывок из послания апостола Павла к ефесянам нередко используется как доказательство того, что Иисус Своим учением упразднил закон десяти заповедей. Так ли это?
Библия действительно говорит о том, что «закон» был «упразднен» Христом (Еф. 2:15). Однако тот же самый Павел высказал и совершенно противоположную мысль: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим. 3:31). Контраст между этими двумя высказываниями ещё более усиливается, когда мы узнаём, что в обоих случаях Павел использует одно и то же греческое слово (καταργέω), переведенное как «упразднять» и «уничтожать».
Но можно ли предположить, что, обращаясь к одной церкви, богодухновенный автор говорит: «закон упразднён», но, обращаясь к другой, восклицает — «никак», в обоих случаях предполагая, что речь идет об одном и том же законе? По всей вероятности, он говорит о двух разных законах. Этих двух текстов уже достаточно, чтобы показать всю ошибочность взгляда, согласно которому Библия говорит только об одном законе.
Кроме того, следует отметить, что синодальный перевод Еф.2:15 не совсем корректен. Ключевая фраза греческого текста в дословном переводе читается так: Иисус «уничтожил закон заповедей в предписаниях». То есть, мысль отрывка указывает не на замену заповедей учением Иисуса, а на упразднение предписаний, относящихся к обрядовому закону.
Итак, в Ветхом Завете было два закона: нравственный — Божий закон (выраженный в 10-ти заповедях) и обрядовый — Моисеев закон (выраженный в предписаниях). Иисус упразднил обрядовый закон Моисея, но не десять Божьих заповедей. И мы можем в этом убедиться с помощью сравнительной таблицы:
Нравственный закон | Церемониально-обрядовый закон |
Возвещён Богом (Исх.20:1,22) | Возвещён Моисеем (Исх. 24:3) |
Написан Богом (Исx.31:18; 32:16) | Написан Моисеем (Исх. 24:4; Втор. 31:9) |
На каменных скрижалях (Исх.31:18) | В свитке (книге). (Втор.31:24) |
Передан Моисею Богом. (Исх.31:18) | Передан левитам Моисеем. (Втор.31:25,26) |
Помещён Моисеем «в ковчег» (Втор.10:5) | Помещён левитами «одесную ковчега» (Втор.31:26) |
Содержал нравственные требования (Исх.20:3-17) | Содержал церемониальные предписания, ритуальные и гражданские акты |
Закон «духовен» (Рим. 7:14). | Закон «плотской» (Евр. 7:16) |
Показывает грех (Рим.7:7) | Предписывает приношения за грехи (см. книгу Левит) |
Нарушение «закона» — «грех» (1-Ин.3:4) | В нарушении нет никакого греха, так как теперь закон «упразднён» (Еф.2:15). |
Следует «соблюдать весь закон» (Иак.2:10) | Апостолы «не поручали соблюдать закон» (Деян.15:24) |
Потому что мы «судимы» по этому закону (Иак.2:12) | Мы не судимы по нему (Кол.2:16) |
Христианин, соблюдающий этот закон, «блажен в своем действовании» (Иак.1:25) | Христианин, соблюдающий этот закон, «отпал от благодати» (Гал.5:3,4) |
«Хранящий закон — разумный» (Притч.28:7) | Соблюдающие этот закон — «несмысленные» (Гал.3:1-3) |
«Совершенный закон» «укрепляет душу» (Иак.1:25, Пс.18:8) | «Закон ничего не довёл до совершенства» и «не может сделать совершенными» (Евр.7:19; Евр10:1). |
Закон — назван «истиной» (Пс.118:142) | Закон — назван «тенью» (Евр. 10:1; Кол.2:17) |
Этот закон назван «законом свободы» (Иак.1:25; Иак.2:12) | Соблюдающий этот закон, теряет свободу (Гал.5:1-3) |
Приносит благословение (Пс.1:1-3) | Приносит проклятие (Гал.3:10). |
Павел сказал: «нахожу удовольствие в законе Божием» (Рим. 7:22). | Павел назвал этот закон «игом рабства» (Гал.5:1; Деян.15:10) |
Христу надлежало «возвеличить и прославить закон» (Ис.42:21) | Христос «истребил рукописание» (Кол.2:14) |
Утверждён верой (Рим.3:31) | Упразднён Христом (Еф.2:15) |
Эти и другие сравнения, которые можно было бы привести, со всей очевидностью показывают, что в Библии содержатся два закона. Иисусом был отменён лишь обрядовый. Делать противоположный вывод — значит серьёзно ошибаться.