
Первый Вселенский Собор Церкви состоялся в 325 г. в городе Никее, при императоре Константине. Основной причиной созыва собора послужили жаркие споры вокруг природы Божества. Так, епископ Арий, из города Александрии, отвергал предвечное рождение Иисуса Христа и учил, что Тот никогда не был единосущен Богу Отцу. По мнению Ария, Сын Божий являлся только высшим творением Бога.
Что же произошло на самом Соборе? Епископы, исследовав Священное Писание, осудили учение Ария и провозгласили «Символ Веры» послуживший базой для создания догмата о Троице. Поэтому, в наши дни, противники Троицы утверждают, что в 325 году на Никейском Соборе произошло великое отступление от Библейской Истины.
А было ли отступление?
1). Библия не только не поддерживает, но сокрушает учение Ария. (далее, это можно увидеть)
2). Известно, что на учение Ария повлияла не столько Библейская истина, сколько восточная философия и гностицизм.
3). Дух пророчества ничего не говорит о великом отступлении, начавшемся в 325 году. Точкой «мерзости запустения» считается 538 год!
4). Также, Елена Уайт, ни письменно, ни устно: НИ РАЗУ не называла епископа Ария тем, кто отстаивал верное библейское учение. Даже намека такого нет!
5). Известно, что арианство стало преобладающей религией «варваров» готов, франков, вандалов и т.д. Но разве можно назвать вандалов истинными христианами? Разве христианство призывало насилию? А ведь эти племена несли проповедь с мечом в руках! Как вам такое сочетание: верить в Бога, отвергать Триединство, грабить и убивать?
6). Разве Библия (книга Откровение) говорит о варварах как о святых, как о верном остатке? Ни Библия, ни комментарии на Откровение, ни труды Духа пророчества этому не учат.
7). Согласно историческому богословию пионеров адвентизма, эти арианские племена в книге Откровение символически представлены рогами зверя вышедшего из моря. Но могут ли рога зверя принадлежать верному остатку? Абсурд!
Какой сделаем вывод? Плоды учения Ария, основные догматы которого, отчасти, сходятся с противниками Троицы, были горькими!
Роковая ошибка Ария.
Арий ошибся в толковании природы Христа. А вот, собственно, и сам текст, заложивший основу его отступления:
Кол.1:15-17.«Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано».
Словосочетание «рожденный прежде всякой твари», — переведено на русский язык крайне неудачно. С древнегреческого языка, являющегося языком нового завета, это словосочетание (греч. πρωτοτоκος πάσης κτισεως) — буквально переводится как, «первенец всего творения»!
В традиционном иудаизме, словом «первенец», очень часто передавалась идея священства. Это слово указывало скорее на статус человека, на его положение, превосходство перед остальными. То есть, при слове«первенец», иудейское мышление рисовало, в первую очередь, — главу рода, начальника и священника семьи, а не того, кто родился первым. Кстати, контекст послания апостола Павла колоссянам, лишь подтверждает эту мысль.
Аналогию несложно найти и в Ветхом Завете. Например, о Давиде в псалмах сказано: Пс.88:21,28. «Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его. И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли». Данный текст подчеркивает статус Давида. Он назван первенцем, хотя мы знаем, что в семье он был лишь восьмым сыном!
Поскольку Арий не был иудеем, с этим ветхозаветным образом он был мало знаком. К тому же на него оказывали влияние греческое мировоззрение и популярные философские гностические идеи. Поэтому, в послании колоссянам, Арий усмотрел тварность Христа. Это и привело его на ложный путь.
В любом случае, сложные места Писания необходимо было сравнивать с другими частями Библии. И поскольку Божье Слово себе не противоречит, всегда можно было найти подлинный смысл этого отрывка. Почему Арий этого не сделал?
Он слабо разбирался в Писаниях, иначе он не допустил бы ошибку.
Кем был Иисус, согласно Библии?
Исаия, 6:1-3. «В год смерти царя Озии видел я Господа (здесь, в оригинале использовано древнееврейское слово – YHWH – Иегова (Яхве), указывающее на Вечносущего Бога), сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; …И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»
Итак, читая книгу пророка Исаии, мы понимаем, что он видел на престоле Вечносущего Бога, Которому поклонялись ангелы. Но когда мы открываем параллельное место из Евангелия от Иоанна, то в Ин.12:41 читаем: «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем». Это сказано о Христе!
Следовательно, Исаия на престоле видел Сына Божьего, а не Отца, как можно было понять изначально! Но кроме того, оказывается, имя Иегова (yhwh) применимо к Иисусу! Если Христос является Самим Иеговой Ветхого Завета, значит Он подлинно Вечносущий как и Его Отец!
Но неужели есть две личности с именем Иеговы (Яхве)? — спросите вы. Да, есть. И об этом также говорится в Библии, например:
Быт.19:24: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба».
Здесь описывается уничтожение грешных городов, которое осуществляют два Иеговы (Яхве), ибо написано:
«Пролил Господь… огонь от Господа с неба» (в обоих случаях — yhwh). Итак, Один из Них был на земле. Он, как посредник, беседовал с Авраамом, скрыв свою божественность. Другой действовал как источник на небесах. Тот, Кто находился на земле, вероятно, был Сыном Божьим, Другой на небесах – Богом Отцом.
Вообще, существует множество доказательств вечносущности Христа. Не считаем необходимым перечислять все тексты, свидетельствующие об этом. Но всё же один отрывок мы не можем обойти стороной. О нём, далее.
Удивительный отрывок.
Исх. 3:1-6. (Откройте, пожалуйста, Библию и прочитайте внимательно данный отрывок)
2-й стих: Ангел Господень является Моисею в пламени горящего куста. Ангел Господень в Библии – это Иисус Христос, Божий Сын.
4-й стих: Сын Божий называется Господом (yhwh — Иеговой) и Богом.
6-й стих: Сам Христос говорит о Себе, что Он является Богом Авраама, Исаака и Иакова, чем заявляет, что Ему поклонялись все патриархи. Если читать продолжение этой истории, можно увидеть еще больше. Исх.3:13-15
13-й стих: Моисей спрашивает у Христа «Я приду к сынам Израилевым, а они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?»
14-й стих: Иисус отвечает: «Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий (Иегова) послал меня к вам».
15-й стих: Иисус говорит о Себе, что Он — Господь (yhwh), Он — Бог отцов. Он — Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова. Его имя — на веки, память о Нем — из рода в род.
Обратите внимание на продолжение этого захватывающего диалога. В главе шестой, третьем стихе Иисус заявляет Моисею: «Являлся Я Аврааму, Исааку, и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим Господь (yhwh), не открылся им». Исх.6:3.
Таким образом, Иисус, часто называемый в Св. Писании Ангелом Господним, является Всемогущим и Вечносущим Богом!
Как вы думаете, поддерживает ли такое толкование Елена Уайт? Однозначно!
Например, открыв только первую главу книги «Желание веков», можно прочитать следующее: «Горящий куст, в котором Христос явился Моисею,обнаруживал присутствие Бога. Символ, который наглядно изображал Божество, был обыкновенным кустом, ничем не примечательным. В нем пребывал Бог. Бесконечно милостивый. Бог скрыл Свою славу в скромном образе, чтобы Моисей мог смотреть и не погибнуть… Именно Христос сказал Моисею из куста на горе Хорив: «Я есмь Сущий…». ( Е.Уайт, Желание веков, 1 глава)
Как внимательно надо читать и вдумываться в каждое слово