
Вводные вопросы: почему человек не может самостоятельно избавиться от зла? Как Бог решает проблему зла в нас? Как Бог решает проблему зла вокруг нас?
Памятный стих: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4).
1). Иов. 30:26; Иер.12:1. Какую проблему затрагивают праведники в своих вопросах Богу? Проблему несправедливости и зла в этом мире, в котором нечестивые благоденствуют, а праведные страдают. Проблему молчания и кажущегося бездействия Бога.
Матф.27:46. Может ли этот скорбный возглас Иисуса на кресте стать для нас источником надежды? Нас может удручать, что если даже Сыну Божьему пришлось пережить оставленность, то тем более нам не избежать страданий и несправедливости. Однако, в этом ужасном событии заключена надежда. Иисус произнёс слова из Пс.21, но сам этот псалом заканчивается триумфом!
Если Иисус победил зло на кресте, то почему в мире зло всё еще торжествует? Есть разница в том, чтобы победить зло и уничтожить его. Победив на кресте, Иисус вырвал нас из плена зла и сделал реальным наше спасение. Но сатана, зная, что проиграл, теперь всеми силами старается помешать нам это спасение получить. Однако и Бог не бездействует. Согласно библейским пророчествам, великая борьба перешла в свою завершающую стадию. Побежденное зло скоро будет полностью уничтожено.
2). Иов.38:1–12. Как ответ Бога Иову проливает свет на проблему зла? Своим ответом Бог даёт Иову подсказки, что за его страданием есть неведомые ему закулисные события и причины. В одном переводе начало Божьего ответа звучит так: «Почему ты так много говоришь, когда знаешь так мало?»
Иов.42:3. О чем свидетельствует ответ Иова на Божье откровение? Ответ Иова подразумевает, что он узнал достаточно, чтобы продолжать полагаться на Бога, несмотря на постигшие его страдания.
Какой урок для нас содержит история с Иовом? Хотя Бог нас бережет и охраняет, нам не гарантировано полное отсутствие страданий. Подобно Иову, мы должны смиренно признать, что в этом мире и за его кулисами происходит много такого, о чем мы ничего не знаем. Тот факт, что мы можем не знать ответов на наши вопросы, не означает, что ответов нет. Однажды на все свои вопросы мы получим ответ.
3). Прочитайте Пс.72. Кто такие безумцы и почему Асаф им позавидовал? Безумцами в библии названы неверующие нечестивые люди (см. Пс.13:1). Асаф позавидовал им, видя их процветание: благоденствие, достаток во всём, успех и отсутствие страдания.
В чём ещё Асаф усмотрел несправедливость? Мало того, что нечестивые благоденствуют, так они ещё открыто бросают вызов Богу, оставаясь при этом безнаказанными. Видя перед собой такую картину, Асаф невольно задаётся вопросом: не напрасно ли я страдал за веру? Есть ли смысл праведным смиряться перед Богом, если Господь никак не проявляет Себя?
В чём Асаф нашел ответ на волнующую его несправедливость? Асаф вошел во святилище, и посредством совершающегося в нём служения, открыл для себя замысел Бога. Святилище подсказало ему разгадку Божьей справедливости через грядущий суд, который воздаст каждому по делам его.
4). Быт.2:16-17. Как вы думаете, почему Господь допустил возможность грехопадения человека, насадив в Эдеме дерево познания добра и зла? Поскольку во вселенной к этому времени уже разгорелся конфликт между добром и злом, то Бог, прежде чем даровать человеку вечную жизнь, был вынужден испытать его, предоставив свободный выбор за кем последовать. Вся вселенная была испытана подобным образом. Небожители выбирали между Богом и Люцифером, между правдой и ложью, а люди — между древом жизни и деревом познания добра и зла, которые символизировали Христа и Сатану.
Почему нельзя винить Бога в нашем грехопадении? Бог не планировал зло. Он предупреждал человека о последствиях греха. Но грехопадение случилось и это было следствием осознанного выбора человека.
Почему Бог сотворил человека со свободной волей? Потому что Бог не создавал запрограммированного безвольного робота. Никто не будет рад послушанию и любви без возможности выбора. Бог любил своё творение и желал получать от него осознанную ответную любовь.
5). Откр.21:3-4. Как Бог окончательно решит все проблемы несправедливости в мире? Бог истребит грех, а также все его последствия. Господь поселится вместе с человеком.