
Споры о вине среди верующих никогда не прекращались: одни утверждают, что вино нельзя употреблять; другие говорят — можно.
Чтобы лучше разораться в этом вопросе, предлагаю ближе соприкоснуться с культурой древнего мира, исследовав несколько литературных источников, в которых имеется описание ряда случаев употребления вина людьми, культуры их пития и общего отношения античного мира к вину. В то же время мы будем изредка обращаться к Библии для подтверждения той или иной мысли.
Начнем с того, что в Библии в ветхом завете слово «вино» — евр. «яин» могло означать как свежий виноградный сок, так и алкогольный опьяняющий напиток. Определить отношение авторов библейского повествования к вину нам помогает контекст.
Вот яркий пример осуждения употребления вина/яин как опьяняющего напитка: «У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, кок оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид». (Притч. 23:29-32).
А вот не менее яркий пример использования слова вино/яин в значении виноградного сока: «Истощились от слёз глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, …когда дети и грудные младенцы умирают от голода среди городских улиц. Матерям своим говорят они: «где хлеб и вино?», умирая, подобно раненым, на улицах городских». (Пл. Иер. 2:11,12).
То же самое можно сказать про использование слова «вино» в новом завете. Греческое слово «ойнос» служило для описания как свежевыжатого виноградного сока, так и для обозначения перебродившего вина.
Таким образом, специалисты заключают, что в библейские времена вином называли выжатый сок. Но конечно, люди не могли сохранять его свежим, и в итоге сок становился перебродившим вином — алкогольным напитком. Однако важно заметить, даже такое вино было несравненно менее вредно, чем одурманивающие крепкие спиртные напитки наших дней.
Вообще, в древнем мире вина скорее были подобны сиропам; многие из них были безалкогольными; гораздо больше — слабоалкогольными; но все они, как правило, употреблялись после того, как их сильно разводили водой. Большинство вин содержали, даже в неразведённом состоянии, не более 6-8 процентов алкоголя.
А теперь приглашаю взглянуть на древние литературные источники, открывающие нам отношение античного мира к вину.
В одном из произведений древнегреческого поэта Анакреонта (около 570 – 478 гг. до нашей эры) есть такие интересные строки. Прочитайте их внимательно:
«Принеси мне чашу, отрок, — осушу её я разом! Ты воды ковшей с десяток в чашу влей, пять — хмельной браги. И тогда объятый Вакхом, Вакха я прославлю чинно. Ведь пирушку мы наладим не по-скифски: не допустим мы ни гомона, ни криков. Но под звуки дивной песни отпивать из чаши будем».
Большую часть своей жизни Анакреонт провёл при дворах властителей, создавая песни для их пиров. Какое же описание пира мы находим у поэта? По его свидетельству, на пиршествах вино разбавлялось водой. Вообще, греки считали, что разбавлять вино — признак культурности, поскольку видели, что варвары (скифы, фракийцы и т.д.) пили его неразбавленным, быстро пьянели и вели себя… как варвары.
Заметьте, Анакреонт не желает опьянения, он не готов опуститься до поведения скифов, чьи пиры сопровождались «гомоном и криком». Поэтому «хмельная брага» разбавляется 2/3 частями воды. И это не самое меньшее, что делали в подобных случаях.
Иногда воды добавлялось ещё больше. У древнегреческого поэта Гесиода (7 век до н.э.) в одной из поэм есть такое упоминание:
«Часть лишь одну ты вина наливай, воды же три части». (Труды и дни, 596).
Вообще, соотношение вина 1/3 – 1/5 было характерным для всех греческих пиршеств. На них люди не пьянели, потому что напитки получались не крепче современного кваса.
Еще больший интерес представляет для нашего исследования упоминание о вине в известном произведении «Одиссея» Гомера ( 8 век до н.э.). Внимательно прочитайте и эти строки:
«Если когда тем пурпурно-медвяным вином насладиться в ком пробуждалось желанье, то, в чашу его нацедивши, в двадцать раз боле воды подбавляли, и запах из чаши был несказанный: не мог тут никто от питья воздержаться» («Одиссея», песнь IX, 208-211).
Соотношение вина, разбавленного водой для приготовления напитка в данном случае было 1 к 20! По всей видимости, здесь упоминается ещё один довольно известный в то время способ хранения вина:
Чтобы выжатый сок не перебродил, его кипятили до тех пор, пока он не становился вязким, подобным сиропу или джему. Конечный продукт получался тягучим и очень ароматным. Его хранили в кувшинах-амфорах или мехах. Со временем он сгущался ещё больше, так что его приходилось доставать ложкой или медленно цедить, чтобы затем развести с водой и приготовить напиток. Такой напиток также назывался вином, но он получался безалкогольным!
В Библейской книге притчей мы находим упоминание о подобном растворенном вине. В Притчах, 9:4-6, говорится о персонифицированной мудрости, которая обращается к людям с такими словами: «Кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума». Как видим, Божья мудрость предлагает растворенное вино, которое ведет «путем разума», а значит, не опьяняет и не приводит к бесчинству в поведении!
Не менее интересный отрывок мы находим у греческого писателя II в. н.э. Ахилла Татия. В его романе «Левкиппа и Клитофонт» есть такие строки:
«Тогда я впервые испил нильской воды, не смешанной с вином, так как мне хотелось вкусить чистого наслаждения от питья. Ведь вино искажает природный вкус воды. Я зачерпнул воду чашей из прозрачного хрусталя и сразу увидел, что блеск воды превосходил сверкание хрусталя. Сладостно было пить эту воду, студеную как раз в меру наслаждения. Я знаю, что в иных реках Эллады вода просто ранит своим холодом. Так что я мог сравнить воду Нила с ними. Мне стало попятно, почему египтяне без страха пьют нильскую воду, не нуждаясь в услугах Диониса» (Татий, IV, 18).
Здесь сообщается ещё об одной причине смешивания вина с водой. Заметьте, автор восхищается чистотой воды из Нила, находя в этом причину, почему египтяне не боятся её пить и не добавляют в эту воду вино. Понятно, что таким смешиванием пытались обеззараживать воду и уменьшить риск желудочных заболеваний!
Подтверждение этой мысли мы находим ещё в одном источнике. Историк Ксенофонт (430-354 до н.э.) в книге «Киропедия» писал:
«Войско в далеком походе должно иметь столько вина, чтобы постепенно сокращая его добавление приучать солдатские желудки к незнакомой воде и не подхватить желудочной инфекции» (VI, 2, 36-37).
В этой связи понятным становится совет апостола Павла Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов». (1-Тим.5:23).
Кстати, современник апостола Павла, известный древнеримский писатель Плиний Старший (24-79 гг н.э.) в «Естественной истории» прямо писал о целебном свойстве одного из сортов вина:
«Вино, выдержанное со смолой пинии, приобретает новые свойства — согревает, помогает пищеварению и очищает организм. Хорошо помогает при болях … в животе … помогает при язве».
Такое вино также разбавляли!
Итак, греки и римляне пили вина разбавленные водой. Вообще, перебродившее вино употреблялось довольно редко; чаще всего — в культовых обрядах в языческих храмах. Потребление неразбавленного вина осуждалось, поскольку явно предполагало единственную цель — опьянение. А в Древнем Риме был период, когда употребление вина вообще запрещалось женщинам и всем мужчинам младше 30 лет.
Важно отметить и тот факт, что в древности процесс и технология производства вин, а также условия их хранения заметно отличались от современных. Максимальная крепость вина при естественном сбраживании была невысокой. По вкусовым качествам античные вина также отличались от того, что имеется на сегодняшний день. При раскопках в древних городах часто находили кувшины, использовавшиеся для хранения таких напитков. Анализ химических веществ в сосудах нередко выявлял множество дополнительных ингредиентов: мёд, различные травы и специи, благовония, мяту, корицу, можжевельник и смолу. Всё это помогало сохранять вино, но придавало ему совершенно другие свойства и вкус.
Вывод: Раньше вина были слабоалкогольными, сегодня же это очень крепкие напитки. Раньше вина разводились водой, сегодня этого никто не делает. Раньше языческий мир осуждал употребление вина. Почему сегодня Святой Бог должен разрешать употребление алкоголя?