
Вводный вопрос: как вы думаете, зачем нужны песни о страданиях, да ещё для общего исполнения? «Радость сближает, а горе сплачивает». (фр. писатель драматург Альфред Бужар)
Памятный стих: «Как нам петь песнь Господню на земле чужой?» (Пс.136:4). Этот вопрос из Псалма 136 легче будет понять в контексте, потому что он начинается следующими словами: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе»
Как вы думаете, почему переселенцам тяжело было петь духовные гимны в Вавилоне? Потому что большинство их гимнов были так или иначе связаны с землей обетованной, с величием Иерусалима, с храмом и служением в нём, с проявлением силы Божьей в жизни народа. Так что песни их диссонировали с новой реальностью, в которой они оказались: Иерусалим был разрушен, не было больше ни родины, ни храма, ни служения в нём. А кроме того, храмовое служение предполагало принесение жертв для прощения грехов. Но если жертвоприношения прекратились, как оправдаться пред Богом? Всё это рождало невесёлые мысли. Кроме того, раньше войны имели религиозный подтекст: если народ терпел поражение в войне, то его божество считалось менее могущественным, чем божество народа победителя. Это не могло не угнетать верующих.
1). Пс.78:1-3. С чего начинается этот псалом? Возможно здесь описывается разрушение Иерусалима войсками Вавилона под командованием Навуходоносора в 586 году до н.э. Это псалом горькой молитвы-плача.
Пс.78:9-11. Содержится ли в этом псалме ответ на вопрос почему Бог допустил бедствие? Да, псалмопевец признает, что именно грехи народа испортили отношения завета между народом и Богом и навлекли на народ трагичные последствия.
Как вы думаете, всегда ли страдания Божьего народа вызваны его грехами? Нет, страдания не всегда могут быть следствием грехов. Но это всегда следствие великой Борьбы между добром и злом.
Пс.78:12,13. Почему молитва Богу об отмщении часто остается без ответа? Потому что нам неведомы все линии истории, нам неведомо будущее, а также все причины и следствия событий, в которые мы оказались вовлечены.
Как принять страдающим молчание любящего Бога? Верой, что Бог знает будущее от начала. А в некоторых случаях, молчание — это тоже ответ!
2). Прочитайте Пс.87:4-13; Пс.101:4-6,12. Какие переживания описывают данные стихи? Псалмы описывают состояния тяжелой физической болезни и возможной приближающейся смерти.
Может ли скорбный плач быть актом веры в Бога? Почему? Как не парадоксально, да! Псалмопевец тяжко страдает и выплескивает в молитве Богу всю свою боль. Однако даже тогда, когда произносятся самые дерзкие высказывания, этот плач явно является актом веры, а не сомнения в Боге. Потому что псалмопевец твердо убежден: Бог не будет молчать вечно. Бог всё слышит и Его ответ — вопрос времени! Поэтому он усиленно взывает к Нему!
Прочитайте Пс.41:2–4. Как бы вы ответили на вопрос: «Где Бог твой?»
3). Прочитайте Пс.76:4-11. Что можно сказать об опыте отношений с Богом, который пережил Асаф? Разительный контраст между Божьими спасительными деяниями в прошлом и очевидным отсутствием Бога в настоящем заставляет псалмопевца почувствовать, что Бог его покинул. Псалмопевец Асаф пережил «опыт отсутствия Бога» в своей жизни.
Как вы думаете, в чём разница, пережить опыт отсутствия Бога в жизни и не иметь опытов с Богом? Пережить опыт отсутствия Бога в жизни гораздо болезненнее. Однако, этот горький опыт имеет и добрую сторону: он усиливает воспоминания о наших положительных опытах прошлого в отношениях с Богом. Но тот человек, у которого вообще нет опытов с Богом, разочаруется в вере даже при малейших сложностях.
Что помогает нам сохранять веру во время скорбей и испытаний? Продолжение отношений с Богом через молитву.
Чему можно поучиться у авторов псалмов плача? Поучиться тому, что общение с Богом должно продолжаться, независимо от жизненных обстоятельств.
4). Прочитайте Пс.72:1–20, 27-28. Почему Асаф испытал кризис веры? Проблема, которую создавало для его веры процветание зла, была неразрешимой; он был искушаем полагать, что благоденствие есть постоянный и неизменный атрибут веры. А потому реальность его шокировала и чуть не сбила с пути.
Что помогло псалмопевцу преодолеть кризис и устоять в вере? Пока Асаф сосредоточивался на беззаконии в мире, он был не способен увидеть широкую картину с Божьей точки зрения. Псалмопевец входит во святилище, место Божьего верховного правления, и видит напоминание, что «сегодня» — это только часть общей картины, и ему стоит подумать о «конце», когда нечестивые получат приговор Божьего суда. Тот факт, что псалмопевец понял эту истину в святилище и исповедовался в своих предыдущих мыслях, показывает, что реальность можно постичь только духовным зрением, а не человеческой логикой.
Каким образом обетование о Божьем суде может служить утешением для испытывающих скорбь? Божий суд положит конец всякой несправедливости. Божий суд даст ответ на все сложные вопросы, которые в наши дни порой остаются без ответа. В конечном итоге, зло будет наказано, а правда восторжествует!