Об ошибочном толковании 14 главы послания к Римлянам

В послании к Римлянам в 14 главе мы находим интересное размышление Апостола Павла:

Рим. 14:5,6, 14. «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога… 

Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто».

Некоторые христиане предположили, что эти стихи дают им все основания оставить в прошлом соблюдение субботы (4-й заповеди Божьего Закона) и раздел предписаний о чистой и нечистой пище (из книги Левит 11 главы и Второзакония 14 главы).

На чём же основаны эти утверждения? Следует ли под «различением дней» понимать необязательность заповеди о субботе? И почему комментаторы полагают, будто в данном случае апостол отвергал различие именно между чистой и нечистой пищей?

Современные протестанты унаследовали это понимание от Мартина Лютера (1483 —1546 гг.) — известного немецкого богослова и реформатора, автора знаменитых 95 тезисов о праведности через веру.

В своих «Лекциях по посланию к римлянам» Лютер утверждал: «Смысл слов апостола заключается в том, что в новом законе всё добровольно, и нет ничего необходимого для тех, кто верует во Христа…   Новому закону не свойственно приписывать нам запреты и различия в пище, скажем, между мясом…  и т.п., что делается в законе Моисеевом, например, в Лев. 11 и Втор. 14. Так же, как ему не свойственно учреждать одни дни — праздничными, а другие —  нет».

Таким образом, в протестантизме  укоренилось мнение, что Павел здесь как бы излагает учение о «новом законе», законе любви, который заменяет собой все ранее данные через Моисея заповеди, делая их ненужными и отжившими свое время.

При всём уважении к Лютеру и, не умаляя его огромный вклад в развитие доктрины о праведности через веру, давайте спросим себя: следует ли нам безоговорочно занимать позицию Лютера без надлежащей проверки Словом Божьим? Не обладает ли Библия наивысшим авторитетом?

Во-первых, греческое слово κοινος (койнос) — переведенное в Рим.14:14 словом «нечистый» не использовалось для характеристики нечистой пищи. Им обозначалось осквернение и ритуальная нечистота. Это слово чаще использовалось в значении «общий, обыкновенный (т.е. лишённый святости)» и редко в значении «нечистый».

Во-вторых, чтобы правильно понять отрывок из 14 главы послания к Римлянам, нам необходимо исследовать более широкий контекст —  все послания Павла. В них следует обратить внимание на схожую тематику и специфическую лексику, используемую апостолом, чтобы установить суть излагаемой проблемы.

Проведя такое исследование несложно обнаружить, что Павел ещё однажды использует те же слова и выражения, что и в послании к Римлянам в 14 главе. Подобное мы находим в 1-е Коринфянам в 8 и 10 главах.

Вот набор тех слов, что использует Павел в обоих случаях: «немощный», «преткновение», «соблазн», «мясо», «судить», «благодарить» и др. Кроме того, и там и здесь он затрагивает вопросы, связанные с употреблением пищи.

Также, обратите внимание на схожесть мыслей Павла с помощью небольшой сравнительной таблицы:

Римлянам, 14 глава 1-Коринфянам, 8 и 10 главы
Рим. 14:1,13. «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях… Не станем же более судить друг друга…»1- Кор. 8:9. «Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных».
1-Кор.10:29. «Ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?»
Рим.14:31. «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается или соблазняется».1-Кор. 8:13. «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего».
Рим.14:6. «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога».1-Кор. 10:30 «Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?»
Рим.14:17. «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».1-Кор. 8:8. «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем»

Как видим, мысли Павла в послании к Римлянам 14 гл. совпадают с тем, что он написал в 1-Коринфянам, 8 и 10 главах. Следовательно, оба этих отрывка описывают одинаковую проблему появления разногласий в общинах, которая была вызвана «употреблением в пищу идоложертвенного» мяса! (1-Кор. 8:4).

То есть, 14 глава к Римлянам вообще не касается вопроса чистых — нечистых животных из книги Левит, 11 гл. или Второзакония, 14 главы, и тем более, не касается вопроса соблюдения субботы.

Исторический контекст также подтверждает такое толкование. В древнем Риме, как и в Коринфе, большая часть мяса продаваемого на рынках, поставлялась из языческих храмов. Язычники, посвящая жертвы своим божествам, закалывали животных у алтарей, разделывали их, и затем, жирные куски сжигали на жертвеннике, а остальное мясо продавали купцам, которые несли его на рынок.

Правоверные иудеи, жившие в диаспоре, всячески избегали такого мяса, потому что оно было осквернено приношением идолам и считалось нечистым. В Талмуде упоминается, что иудеям по этой причине даже запрещалось иметь деловые отношения с идолопоклонниками. Запрещалось торговать с ними за 3 дня до и 3 дня после языческих праздников. Почему до и после праздников? Потому что все торжества, (длившиеся, кстати, несколько дней), как правило, были посвящены божествам римского пантеона и всегда были связаны с жертвоприношениями. Некоторых животных заранее отделяли для жертвоприношений (за три дня), а по окончании торжеств    оставшиеся части в течение трех дней распродавали. 

Кроме того, римские праздники, условно, можно было разделить на три группы: ежегодные праздники с фиксированной датой, ежегодные праздники с плавающей датой и торжества, устраиваемые по приказу императора. Таким образом, иудеям приходилось постоянно высчитывать дни, в которые им можно было посетить рынок без опасения подвергнуться осквернению от соприкосновения с идоложертвенным.

Следовательно, «немощные в вере», о которых упоминает Павел в послании к Римлянам, это те, кто уверовав во Христа, продолжали держаться иудейских предписаний в отношение идоложертвенного,  «различая дни», то есть, проявляя излишнюю предосторожность в вычислении приемлемых дат для посещения рынка. По этой причине Павел убеждал верующих не зацикливаться на таких днях: «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает» (Рим.14:6).

Также, нам известно, что совместные трапезы были важной частью общественной и религиозной жизни в то время, и почитались священными. Во многих зажиточных домах римских граждан, подаваемая во время трапез пища, сначала приносилась в дар идолам на домашних алтарях. Об этом, например, упоминает римский поэт Вергилий (70-19 гг. до н.э.) в своем произведении «Энеида»: «Здесь и храм и курия были, здесь и покой для священных пиров, где, заклавши барана, долгие дни за столом отцы проводили нередко». (Книга 7:174,175)

Обращённые в христианство язычники оставляли свои прежние обычаи, принятые у идолопоклонников. Но давление, оказываемое на верующих со стороны необращённых родственников и друзей, в плане принуждения есть пищу, принесённую в жертву идолам, было сильным и постоянным. Неудивительно, что и в церкви, практиковавшей совместные трапезы, этот вопрос был крайне болезненным.

Поэтому апостол Павел наставлял римлян: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим.14:3).

Апостол призывает верующих не бояться вкушения идоложертвенного, так как сам по себе идол осквернить пищу не может, ведь он «ничто» (см. 1-Кор.8:4). Но вместе с тем, Павел говорит и о том, что не нужно есть идоложертвенное демонстративно, поскольку это может «соблазнить немощных». «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер… . Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». (Рим.14:15,21).

Тот, кто ест идоложертвенное и тот, кто не ест, любят Бога и каждый по-своему  Ему служат. Разница только в уровнях понимания, но никто из них не нарушает воли Божьей — вот главная мысль Павла.

Вывод:14 глава послания к Римлянам не может быть использована в качестве доказательства необязательности соблюдения субботы в новом завете, или отмены различия между чистой и нечистой пищей согласно Левит 11 гл. и Втор.14 гл. Павел здесь описывает проблему употребления в пищу идоложертвенного мяса, и не более.

Автор: admin

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии