
Вводные вопросы: как вы считаете, обладать властью — это привилегия или ответственность? Возможно ли проявление справедливости без силы? К чему приводит сила без справедливости? (Справедливость без силы беспомощна; сила без справедливости деспотична). А Бог, какой Он? Он и сильный, и справедливый!
Памятный стих: «Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят» (Пс.11:6).
1). Пс.17:7-10,14-18. Как вы думаете, почему Давид в своих псалмах часто изображал Бога в образе воина? Во-первых, Давид сам был воином, а потому понимал, насколько важна помощь в сражении с превосходящими силами противника. Во-вторых, образ воина подчеркивает суровость и безотлагательность Божьего вмешательства. Воин не дискутирует и не рассуждает, а сражается!
2). Прочитайте Пс. 11:6., Пс. 39:18. Какие категории людей подразумеваются под бедными и нищими? Выражение «бедные и нищие» не исчерпывается материальной бедностью, но означает уязвимость и беспомощность, вызванные несправедливым отношением к этим людям. В узком смысле, это страдальцы за веру, которые осознают свою полную зависимость от Бога, без всякой самонадеянности и самоутверждения. В широком смысле, это любой человек нуждающийся в помощи.
Как вы считаете, когда и как могут исполниться обетования Бога для обездоленных? В глобальном смысле, все обетования Бога исполнятся при втором пришествии Христа. Однако, христиане призваны сегодня делать всё возможное, чтобы помогать ближним в сложных ситуациях. Мы являемся руками Бога.
3). Прочитайте Пс.81. Как названы земные властители и вершители судеб? Почему? Властители названы богами, и этим словом подчеркивается не их привилегии, а высокая степень ответственности. Руководители и судьи Израиля отождествлялись в торе с «богами». Это означает, что они должны были судить так же справедливо, как верховный Судья — Бог!
Какие последствия для общества несут решения земных властителей, возомнивших себя богами? Они «во тьме ходят», то есть — начинают заблуждаться и судить превратно. Последствия таковы, что «все основания земли колеблются» (Пс.81:5). Это значит — нравственные, социальные и духовные ориентиры миропорядка деформируются и приводят общество к разложению. Сравните эту цитату с Пс. 95:10. «Господь царствует! Потому тверда вселенная, не поколеблется».
Какой финал ожидает несправедливых судей? Когда восстанет Бог судить землю, они погибнут как все нечестивые. Их высокое положение и привилегированность не избавит их от смерти, несмотря на прошлый опыт, когда им, возможно, не раз удавалось избегать суровых последствий. Они внезапно поймут, что абсолютно беспомощны перед судом Всевышнего!
4). Прочитайте Пс.68:25-29. Как примирить эти слова с новозаветным принципом любви к врагам? 1.Точно так же, как согласуются милость Бога к людям и окончательный Божий суд над теми, кто отверг Его милость. 2. Любовь к врагам не отменяет мучительного опыта, через который вынуждены были пройти страдальцы за веру. Однако страдальцы не мстят нечестивым и не предлагают себя в качестве орудия мести. Вместо этого они молятся о справедливом Божьем суде, не допускающем ошибок. 3. Псалмопевец желает не зла врагам, а проявления справедливости Божьей. 4. Любовь к врагам усугубляет вину нечестивых, продолжающих унижать верующих. Поэтому нечестивые пожнут последствия своего несправедливого отношения к ним. Псалмопевец лишь констатирует факт.
5). Прочитайте Пс.95:6–10. Пс.102:19. Каким описано место, где находится Бог? У Бога есть престол. Престол этот находится во святилище на небе. Там слава, сила, великолепие и вершится суд.
Как земное святилище помогает нам понять, как Бог будет решать проблему зла? Земное святилище в сознании древних израильтян, являлось местом нахождения Бога и поклонения Ему (Божий престол был там). Местом справедливости и милости (через жертвоприношения). Кроме того, каждый еврей знал, что в годовом цикле служения неизбежно приближалось время правосудия на йом-кипур. Таким образом святилище было связано с неотвратимостью осуществления правосудия и надеждой на справедливое воздаяние. Поскольку Христос сегодня находится в небесном Святилище, мы понимаем, что проблема зла однажды будет решена навсегда. И это время неотвратимо приближается.