
«Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе». Кол.2:16,17.
Как понимать эти слова? Заповедь о субботе больше не является обязательной? Не торопитесь с выводами. Предлагаю внимательно исследовать отрывок.
1). Начинается 16-й стих словом «итак», которое подразумевает некий вывод Павла. Поэтому для правильного понимания нам следует сосредоточиться на более широком контексте и рассмотреть о чём писалось выше. Что мы увидим там? Апостол рассуждает о том, что Иисус «истребил рукописание, которое было против нас», и это рукописание было «пригвождено ко кресту» (см. 14-й стих). Здесь апостол сравнивает закон Моисеев с долговой распиской, согласно которой все проклятия за грехи должны были пасть на нас. Но поскольку Иисус Своей смертью заплатил за эти «долги», все требования «рукописания» в отношение нас стали недействительными. Они были пригвождены ко кресту!
Большинство христиан соглашаются с этой великой истиной. Однако чтобы не ошибиться в дальнейших выводах, необходимо принять и усвоить еще один важный аспект. Ветхозаветный закон, данный Моисею, имел две части! Одна из них (нравственная) — определяла грех и указывала на необходимость исправления, другая же (церемониально-обрядовая) — требовала расплаты за совершённые проступки! Нравственная часть была записана Богом на каменных скрижалях в виде 10 заповедей, и была отделена (в прямом смысле слова) от рукописной части Моисеева закона.
Авторы ветхого завета соглашались с таким делением. Например, Неемия наставлял народ следующими словами: «И снисшел Ты на гору Синай и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые. И указал им святую Твою субботу и заповеди, и уставы и закон преподал им чрез раба Твоего Моисея». (Неем.9:13,14) Обратите внимание на подбор слов в тексте. Здесь, «суббота и заповеди» названы Божьими, а «уставы и закон… Моисея». Отрицать это деление и различие — значит пытаться идти против Писания.
Теперь задайтесь главным вопросом, какую часть закона Иисус пригвоздил ко кресту? Нравственную ли? Но предназначение десяти заповедей заключается в том, чтобы открыть человеку его грехи: «я не иначе узнал грех, как посредством закона» (Рим.7:7) — пишет апостол. Нравственный закон можно уподобить зеркалу, отображающему наши изъяны. Удалив зеркало, мы не становимся чище и не решаем главной проблемы. Следовательно, целью Иисуса был церемониальный закон, который предписывал жертвоприношения ради искупления грехов. Поэтому Он Сам стал Жертвой, — «Агнцем Божьим, Который берёт на себя грех мира!» (Ин.1:29). Там, на голгофе — «тень» сошлась с «телом». И во Христе, — все ритуалы, обряды, праздники и жертвы нашли своё исполнение. Его жертва стала залогом нашего прощения и спасения!
Но получаем ли мы вместе с прощением лицензию на нарушение Божьих заповедей в дальнейшем? Нет. Наша ответственность только увеличивается, «ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи» (Евр. 10:26). Павел понимал, что жертва Иисуса обесценивается сознательным несоблюдением заповедей Божьего закона, которым «познается грех» (Рим.3:20). Поэтому он предупредил: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим.3:31
Следовательно, когда Павел в своем послании к колоссянам пишет о субботе (Кол.2:16), он не отвергает соблюдение субботы из нравственного закона! Он имеет ввиду другое. Что же? Раздел №2 отвечает на этот вопрос.
2). В Пятикнижии Моисея субботой назывался не только седьмой день недели. Например, в книге Левит мы находим вид церемониальных суббот, которые были связаны с памятными датами или праздниками. В частности, субботой назывался «День искупления» — Йом-Кипур: «Ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним; это суббота покоя для вас» (Лев.16:30,31). Мы понимаем, что Йом-Кипур исполнился во Христе, когда Господь принёс в жертву Себя за наши грехи. Таким образом соблюдать эту «субботу покоя» уже нет необходимости.
Кроме того, каждый седьмой год в Израиле назывался субботой: «В седьмой год да будет суббота покоя земли» (Лев.25:4), и каждый пятидесятый год тоже назывался субботой: «И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет» (Лев.25:8). Эти установления тоже отменены!
Важно отметить, что 23 глава книги Левит подтверждает существование двух видов суббот: еженедельной субботы, которая именуется: «субботой Господней» — Лев.23:3, и церемониальных суббот, которые называются: «субботы ваши» — Лев.23:32.
И там же, имеется ещё одно важное упоминание: «Вот праздники … кроме суббот Господних» (Лев. 23:37,38). Это словосочетание подразумевает, что были другие субботы, связанные с церемониальным законом и храмовым служением, которые были отменены как исполнившиеся в Иисусе, «кроме суббот Господних» из Десятисловного закона. Таким образом, Колоссянам, 2:16-17 не говорит о прекращения действия четвертой заповеди!
3). Отметим ещё один существенный момент: обрядовый закон требовал от иудеев три раза в год приходить в Иерусалим на главные праздники. Это ожидалось и от прозелитов (язычников, обращенных в иудаизм). И хотя на практике, большинству иудеев диаспоры (особенно проживающим далеко от Иерусалима), было трудно бывать в нём чаще раза в год, многие считали своим долгом посетить святой город хотя бы раз в семь лет. Нам известно, что христиане из числа иудеев продолжали придерживаться этого обычая и, вероятно, настойчиво предлагали своим братьям-язычникам планировать такое посещение! Но расстояние из Колосс до Иерусалима, как вы понимаете, было огромным — 1600 км., и это только в одну сторону! Неудивительно, что в Колоссах обращённые язычники были смущены необходимостью участвовать в таких «праздниках», и поэтому Павел был вынужден реагировать на возникшую проблему своим посланием.
Тем более, все праздники сопровождались многочисленными жертвоприношениями, значительная часть которых приходилась как раз на субботы: «Субботнее всесожжение в каждую субботу, сверх постоянного всесожжения и возлияния при нем» (Чис. 28:10). Поэтому Павел резко выступил против обрядовой стороны закона, заявив: пусть вас никто не осуждает за неучастие в чём-либо!
4). Важно добавить, что словосочетание «новомесячия и субботы» встречается в Библии довольно часто, и представляет собой устоявшийся технический термин, который (всегда!!!) подразумевал систему жертвоприношений, в соответствии с еврейским религиозным календарем. Поэтому, несмотря на упоминание субботы (предположим, еженедельной), контекст послания всё равно говорит об обрядовой стороне. О том, что уже исполнилось во Христе!
Поэтому здесь Павел выступает не против субботнего дня покоя как такового, а против обрядовой практики в этот день! Например, в субботы предписывалось приносить двух агнцев в жертву всесожжения утром и вечером, а также хлебное приношение с елеем. Известно, что христиане чтущие субботу подвергались осуждению со стороны иудеев, считающих бессмысленным соблюдение субботы без таких приношений. Следовательно, ключевым разъясняющим элементом в послании Павла следует считать фразу: «это есть тень будущего, а тело — во Христе». (Кол.2:17).
Суббота никак не могла быть тенью будущего, о котором пишет Павел, хотя бы потому, что ранее она уже получила другой статус от Бога — указывать в прошлое, — на историю сотворения мира за буквальные шесть дней!
Каждый седьмой день никак не мог быть «телом — во Христе», потому что суббота это временной отрезок, а не осязаемое тело Иисуса, в отличие от указывавших на Него осязаемых жертв. (Если и говорить о преемственных новозаветных символах тела Христова, то сегодня это хлеб и вино, принимаемые нами во время причастия, которые к субботе никакого отношения не имеют).
Суббота была установлена ещё до грехопадения наших прародителей, когда вообще не было никакой необходимости в жертвах.
Суббота — это ещё заповедь, причём самая большая в нравственном десятисловном законе, который никогда не был призван что-либо символизировать. А заповеди этого закона — неделимое целое! По словам Иакова: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10).
Вывод: текст Кол. 2:16,17., не является доказательством отмены субботы или Божьего нравственного закона.