Есфирь и Мардохей

Вводные вопросы: как вы считаете, есть ли такие обстоятельства, при которых не следует открыто говорить окружающим о своей конфессиональной принадлежности? Почему?  

Памятный стих: «Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис. 49:6).

1). Есф.2:5-7. Кем были Есфирь и Мардохей, и каким было их положение в Персидском царстве? Они были потомками переселённых из Иерусалима в Вавилон пленников. Есфирь, по всей видимости, рано осиротела, поэтому её двоюродный брат Мардохей воспитывал Есфирь как свою дочь. Мардохей был царским чиновником, привратником. Оба жили при дворе в Сузах — столице Персидского царства. Их имена происходят от названий языческих божеств Мардука и Иштар (Астарты). Это свидетельствует о том, что практика изменения имён с целью ассимиляции переселенцев продолжала применяться. С подобным в своё время столкнулся и Даниил с друзьями.

Дан. 1:7,8. Как вы думаете, почему Даниил отказался питаться с царского стола, но не протестовал против изменения имени? Даниил умел отличать принципиальное от второстепенного. (Важно, кто ты есть на самом деле, а не то, как тебя называют).

Есф. 2:10, 20. Как вы считаете, почему Есфирь и Мардохей скрывали своё происхождение? Были веские причины, о которых мы можем не знать. Будучи пришлыми людьми среди чужой культуры и враждебной религии, они поступали мудро, не афишируя принадлежность своему народу. Например, их противник влиятельный чиновник Аман был потомком Агата, царя амаликитян, которые были одними и самых непримиримых врагов иудеев. Вероятно, недоброжелателей было много.

2). Есф. 3:1–6. Почему Мардохей не стал кланяться Аману? Его поступок касался принципиального вопроса — соблюдение Божьих заповедей.

Почему тогда Мардохей позволил, чтобы Есфирь попала в гарем царя? Это произошло помимо воли Мардохея и Есфирь.

Как вы считаете, оправдан ли был отказ Мардохея поклониться Аману, ведь он этим подверг смертельной опасности свой народ? Мы судим исходя из нашего знания развития этой истории, однако Мардохей не мог предположить, во что выльется его отказ поклониться Аману. Он просто проявил личную принципиальность в вопросе верности Богу. Таким образом, он не может нести ответственность за решение другого человека.

Почему запретив Есфири говорить о своем происхождении, сам Мардохей сообщил царским слугам (см.4 стих), что он иудей? Мардохей, объясняя причину своего поведения, не мог не свидетельствовать окружающим о своей вере. А по его рассуждениям несложно было догадаться, какому народу он принадлежал. Отсюда важный вывод для нас: верность Богу в сложных ситуациях, всегда проявляется в качестве свидетельства.

Есф.3:8. Верное ли описание народу Божьему дал Аман? Отчасти верное, но выводы глубоко ошибочные. Народ Божий в первую очередь всегда руководствуется законом Божьим. Но это не делает его противником существующей власти. Христиане призваны быть законопослушными гражданами своей страны. Проблема может возникнуть лишь в том случае, если законодательные инициативы властей вступят в конфликт с Божьими заповедями. В этом случае христиане руководствуются правилом: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29)

3). Есф.4:1,10-14. Какую мысль содержал вопрос Мардохея, адресованный Есфири? «Кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» Вопрос означал следующее: провидение Божье управляло выбором царя, который именно тебя взял себе в жёны. Для спасения своего народа ты и стала царицей. Действуй, только не молчи!

Какой главный вопрос встал перед Есфирь? Перед ней встал очень серьезный вопрос: сказать или промолчать? Остаться верной Богу или предать свой народ и веру?

Что было проще в её случае, промолчать или сказать? Почему? Проще и удобнее было, конечно же, промолчать. Потому что никто кроме Мардохея не знал о происхождении Есфири.

Какие опасности и другие сложности подстерегали Есфирь? Есфирь рисковала жизнью дважды! Во-первых, вход к царю без особого приглашения даже для высших персон считался недопустимым и, как правило, карался смертью. Лишь милость и расположение царя могло избавить Есфирь от этой трагической участи. Во-вторых, ей предстояло открыться царю как иудейке. Как мог отреагировать царь, узнав, что его жена по действующему указу уже подлежит смерти? Итак, прийти к царю было лишь первым тяжелым шагом. Всё остальное было не менее опасным: надо было открыться царю, преодолеть влияние высокомерного и опасного врага Амана, провести законодательные инициативы по защите своего народа.

4). Есф.4:15,16. Что решила сделать Есфирь? В чём проявилась мудрость этой женщины? Есфирь приняла решение пойти к царю. Понимая, что всё находится в руках Божьих, она просила вместе с ней поститься и молиться всех иудеев. В дальнейшем Есфирь действовала благоразумно, открываясь царю во всех своих намерениях постепенно.

 Есф.8:17. Каким был миссионерский результат этой истории? Многие язычники решили стать иудеями. По всей видимости, они решили разделить их убеждения, движимые страхом пред иудеями (скорее всего здесь подразумевается страх Божий)

Какие уроки мы можем извлечь из этой истории?

  1.  «Всему своё время» — это правило касается, в том числе, свидетельства. Когда-то Мардохей просил Есфирь никому не говорить о своём происхождении, но пришло время, и тот же Мардохей настоял, чтобы Есфирь рассказала царю, кем она является.
  2. Верующим следует действовать всегда осмотрительно и благоразумно.
  3. Верность Богу в сложных ситуациях, всегда становится свидетельством.
  4. Верность Богу и Его принципам вознаграждается. Даже серьезную проблему Бог может обратить во благо.
  5. В особенно сложных жизненных ситуациях, важно молиться и поститься всей церковью.

Автор: admin

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии