
Вводные вопросы: однажды древнегреческий поэт-баснописец Эзоп выразил такое мнение о земных царях: «с царями надо говорить или как можно меньше, или как можно слаще». Как вы думаете, почему он так сказал? Каким царем, по-вашему, является наш Бог?
Памятный стих: «Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется» (Пс. 92:1).
Псалмопевцы часто описывают Бог как Творца, Царя и Судью. В контексте этих титулов мы и будем размышлять сегодня над книгой Псалтирь.
1). Бог как Творец. Прочитаем Псалом 8. Что особенно восхищало псалмопевца в творческой деятельности Бога? Вероятно, контрасты: великолепие мира, который Он создал для человека.
Как вы думаете, почему первые и последние слова псалма повторяются (см.2 и 10 ст.)? Псалмы относятся к поэтическому жанру, который имеет свои принципы толкования. Обрамление из повторений, как правило, всегда указывает на главную мысль, которую можно найти в середине отрывка. Такой серединой здесь являются стихи 5 и 6.
Прочитайте 99 псалом. Найдите в тексте этого псалма все побудительные глаголы? (Воскликните, служите, идите, познайте, входите, славьте, благословляйте). Какие чувства, эмоции или мысли вызывает у вас перечисление этих глаголов?
Что, по мнению псалмопевца, мы должны познать, и почему? Есть Бог, Который является нашим Творцом. Он не безучастен и не безразличен к Своему народу. В тексте прослеживается мысль, что возможность приблизиться к Богу — это не удел лишь особо приближённых к царю вельмож, но свободная возможность абсолютно каждого человека! Почему? «Ибо благ (добр) Господь»
2). Бог как Царь. Прочитаем Пс. 92:1. Какую мысль сообщает вам этот стих? Можно всецело довериться Богу, который царствует на всем и главенствует над человеческой историей, несмотря на грех и мятеж людей. «Вселенная тверда» — здесь имеется ввиду не только мироздание или сама планета, но также нравственные, социальные и духовные законы миропорядка во вселенной.
Пс.96:1-6. На чём основывается Божье правление? На справедливости и справедливом воздаянии.
Как вы думаете, справедливость Божья чем-то отличается от человеческой? Божья справедливость не без милости. Божья справедливость совершенна. Человек же несовершенен и потому судит превратно.
Почему призыв: «да радуется земля» упоминается в контексте метафор Божьего гнева? Потому что гнев Божий является частью справедливого суда, который положит конец злу и страданиям на земле.
3). Бог как Судья. Пс. 74:8,9. Что символизирует чаша в руке Господа и кому она предназначена? Это символ справедливого суда над нечестивыми. Прочитайте Ис. 51:22,23.
Объясните, как нам обрести уверенность в спасении во время суда? 1). Осуждены буду на суде только нечестивые. 2). Нам надо доверять Божьему правосудию и Его обетованиям. 3) Верующие будут избавлены от осуждения (см. Ин. 5:24).
Как вы думаете: есть ли разница между понятиями грешный человек и нечестивый человек? Есть. Грешниками являются все, даже верующие, потому что таково наше нынешнее естество. Это означает, что мы всегда будем искушаться, периодически ошибаться, иногда падать. Но поскольку мы в завете с Богом, заслуги Иисуса Христа вменяются нам по вере в праведность. Нечестивый же этот тот, кто сознательно выбрал путь неповиновения Богу, кто укоренён в грехе и отвергает милость Божью к нему.
Пс. 93:12-14. Пс. 104:7-9. Почему эти обетования данные Израилю могут быть применимы сегодня к нам? На этот вопрос есть прямой ответ в послании галатам. Гал. 3:26-29. «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники».