
Вводные вопросы: Чем Божий гнев отличается от гнева человеческого? Как совместить гнев Бога с Его любовью?
Памятный стих: «Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей» (Пс.77:38).
1). Пс.77:10-11, 21-22. Какова причина Божьего гнева? Народ Божий сознательно и упорно разрывал с Богом связь. Со стороны народа мы наблюдаем предательство, отречение, неверие и нежелание видеть руку Божью в чудесах, которые их сопровождали.
Пс.84:6-9. Что данный отрывок сообщает о Божьей готовности перестать гневаться? Господь любит миловать кающихся и готов подарить им Свой мир (шалом), в котором полнота прощения и счастливая гармоничная жизнь.
Как вы думаете, почему мир нам дается на условии, и почему отступление от Бога называется безрассудством? Потому что отступление от Бога неизбежно заканчивается разрушением личности. И в этом смысле, утеря мира — прямое следствие такого безрассудства. Следовательно, когда мы покидаем Спасителя, то пожинаем горькие плоды своего выбора, наказывая самих себя.
2). Ион.4:1–4. Что огорчило пророка Иону и почему? Его огорчило проявление Богом милости к ассирийцам — врагам Израиля, к которым сам Иона не проявлял никакой жалости.
Как вы думаете, что в характере Бога Иона понимал правильно, а что не совсем верно? Иона правильно понимал характер Бога, но до конца не понимал причину, по которой Бог миловал врагов. Для Ионы образ врага был определяющим, чтобы оставить жителей Ниневии за скобками Божьей милости. Оказалось же, что Бог не лицеприятен, что Его милость безгранична и с готовностью принимает покаяние даже врагов Израиля.
3). Матф.21:12-13. Как вы думаете, какие чувства испытывал Иисус, изгоняя торговцев из храма? Это был уже второй случай изгнания торговцев из храма, что усугубляло грех священников. Иисус испытывал чувство праведного гнева и ревность по дому Божьему. В храме человек должен был обретать умиротворение от общения с Богом, но дом молитвы был превращён в «вертеп разбойников».
Как вы думаете, что именно превратило храм Божий в «вертеп разбойников»? Святые символы и жертвы, продающиеся в храме, стали средством циничной наживы и обмана. В глазах народа святость жертвенного служения была принижена. Кроме того, «двор храма напоминал огромный скотный двор. Мычание животных и резкий звон монет смешивались с гневной перебранкой торгующих, и среди всего этого гама едва слышались голоса людей, совершающих богослужение». (Е.Уайт. Желание веков, с. 590)
4). Пл. Иер.3:33. Что этот текст сообщает нам о Боге? Бог не причиняет страданий людям по Своей воле.
Если Бог не желает причинять страдания людям, то почему Он изливает на них Свой гнев? Бог вынужден реагировать на зло и умножающийся грех. Однако гнев Божий всегда праведен, справедлив и осуществляется посредством суда только после многократных попыток исправления. Фактически, Божий гнев — это пресечение зла.
2-Пар.36:15,16. Какие слова убеждают нас в долготерпении Божьем? Народ совершал многочисленные преступления, в том числе против Божьих слуг. Господь использовал все средства, чтобы вразумить народ. Он долгое время «жалел их», но ничего не помогало. Все призывы и предостережения были отвергнуты, народ не раскаялся. Только после того, как все средства были исчерпаны, Бог осуществил наказание.
5). Притч.24:29; Рим.12:19. Как вы думаете, почему человеку не позволено мстить? Человек испорчен, а потому его гнев обычно несправедлив, неконтролируем и жесток. Вследствие этого, ослеплённый мщением человек, скорее всего будет судить превратно и неадекватно. Да и сама месть обычно сопряжена с насилием и злом. Таким образом месть человека не искореняет преступление, она умножает его, сама попадая под это определение.
Как понимание жертвы Христа должно влиять на наше отношение к недостойным людям? Господь искупил всех, а потому мы не вправе решать, кто является достойным, а кто нет. Ведь, когда-то и мы были далеки от Бога и жили недостойной жизнью. Пока Христос совершает служение Первосвященника, у каждого человека есть шанс на исправление и прощение. Будем помнить, что правосудие находится в руках Бога не только по праву Творца, но и по праву Спасителя, отдавшего за спасение людей Свою жизнь!